Закон РФ "Об охране озера Байкал"
08.1997 (Краткая справка)
Основные положения закона.
В августе 1997 года в сложной судьбе проекта Федерального закона "Об охране
озера Байкал" наступил период затишья. 21 июля президент Б.Н. Ельцин отклонил
принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон. До сентября депутаты
находятся на каникулах и сделать что-либо для его принятия нельзя. По нашему
мнению, закон нужен озеру, да и всему водосборному бассейну, как воздух.
Смысл закона состоит в том, чтобы четко определить "Где?" и "Как?" в Байкальском
регионе человеку можно хозяйствовать. Вокруг озера Байкал в законе начерчиваются
три зоны: Центральная, Буферная и зона Атмосферного влияния. Для каждой из них
устанавливается свой порядок природопользования. Например, Центральная зона
непосредственно прилегает к озеру Байкал и простирается до первых горных
хребтов. Четким списком перечисляются в статье закона виды промышленности,
запрещенные для этой зоны: атомная, металлургическая, химическая,
нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная и некоторые другие. Запрещены
эксплуатация и строительство новых предприятий этих отраслей. Что немаловажно,
пресловутый "грязевой вулкан" озера Байкал - Байкальский целлюлозно-бумажный
комбинат должен быть закрыт сразу после вступления Закона в силу. На то, чтобы
этот пункт присутствовал во всех вариантах закона, нам пришлось потратить немало
сил.
В двух других экологических зонах режим природопользования устанавливается более
мягкий. Однако нерадивым хозяевам не удастся безнаказанно сбросить в притоки
Байкала грязные стоки или выбросить в воздух вредные вещества, опасные для
экосистем озера. Проект любой хозяйственной деятельности в Байкальском регионе
должен будет пройти очень жесткую экологическую экспертизу и получить лицензию
правительственной комиссии по Байкалу. Закон, что важно, четко определяет статус
этого государственного органа, наделяет его серьезными полномочиями. Всем
бассейном озера будет управлять единый орган, а не четыре различных субъекта
федерации.
Возникшие трудности в принятии закона.
Уже из вышесказанного ясно, что у закона были, есть и будут враги. Это
чувствовалось все 6 лет, а именно столько готовился закон. На какие только
ухищрения не шли хозяйственники. То проект необоснованно перетягивался из
Комитета по экологии Госдумы в Комитет по природопользованию. Мы помогли вернуть
его обратно. Перед парламентскими слушаниями в 96 году у председателя вместо
последнего варианта закона вдруг оказывается вариант 1991 года. В самый
последний момент, за несколько часов до парламентских слушаний у
депутатов-промышленников неожиданно появляется масса замечаний, которые тормозят
рассмотрение закона. Таким образом, между первыми и вторыми слушаниями закона,
прошло 2 года. По слухам, как только состоялись первые слушания закона, директор
АО "БЦБК", набил долларами чемодан и улетел в Москву. Вернулся он с пустым
чемоданом.
Слава богу, есть еще в Госдуме совестливые люди. Академик Галазий Григорий
Иванович, бывший директор Лимнологического института, Байкальского музея, ныне
заместитель председателя Комитета по экологии Госдумы. Именно он взял проект в
свои руки и уверенно довел его до принятия. А мы чем могли ему помогли.
Небывалое единодушие проявили депутаты и члены Совета Федерации -практически
единогласно проголосовали за закон. Однако решающее слово - за президентом Б.Н.
Ельциным. То заключение, которое ему подготовил аппарат помощников, однозначно
требовал доработки закона. Уже в первом абзаце говорится, что без заключения
правительства, рассмотрение Госдумой такого закона было антиконституционно. Так
вот, мы прямо утверждаем, что аппарат помощников просто обманул президента.
Такое заключение есть, и всего их было 4 за историю подготовки проекта закона.
От главы президентской администрации мы потребовали наказать "нерадивого" ( или
"купленного"? ) помощника. Кроме того, президент ссылается на необходимость
увеличения расходной части бюджета для реализации закона. Но это вопрос особый и
мы вернемся к нему чуть ниже.
Будущее закона.
Наиболее вероятным будущим, а мы все сделаем, чтобы у закона оно было,
является создание согласительной комиссии между представителями президента и
Комитета Госдумы по экологии для урегулирования спорных моментов. После этого
Госдуме предстоит еще раз проголосовать за закон, а президенту - подписать его.
Другой путь - преодоление президентского вето мы считаем неразумным. Как это ни
абсурдно, однако по опыту, законы, принятые с преодолением вето президента, не
финансируются правительством. Мертвый закон не нужен никому, кроме
хозяйственников.
Финансирование проектов.
Вернемся к вопросу финансирования. По сути, не так много денег и нужно. Если
каждый россиянин, а нас ведь почти 150 миллионов человек, дал по 1(!) тысяче
рублей - закон "Об охране озера Байкал" уже реально бы работал. Для примера,
очистные сооружения в пос. Слюдянка, это самый юго-западный угол Байкала, где
грязные коммунальные стоки вместе с пестицидами и кишечной палочкой без всякой
очистки попадают в озеро, стоят всего 25 миллиардов рублей. У правительства этих
денег нет.
Другой пример. Много крику среди бюрократов, коррумпированных чиновников стоит о
том, что, закрыв грязный целлюлозный комбинат в Байкальске, мы лишим людей
работы. А вот выделить 10 млр рублей на строительство горнолыжного комплекса в
Байкальске, где есть все условия для развития туризма, реальной альтернативы
грязному производству, - что-то никто не торопится. А это новые рабочие места и
доходы от туризма. Хотя то, что туристическая индустрия - единственное будущее
для Южного Прибайкалья - ясно всем.
Развитие экологически приемлемого
малого бизнеса в г. Байкальске
Проблемам развития г. Байкальска было посвящено заседание международного
Круглого стола, проходившего в офисе Гринпис России в феврале 1998 г. с участием
губернатора Иркутской области. Одним из результатов данного совещания стало
предложение организовать Консультативный центр для оказания помощи развитию
малого бизнеса в городе Байкальске (или бизнес-инкубатор) , который мог бы стать
альтернативой производству целлюлозы. Письмо, в котором Гринпис выражает свою
поддержку бизнес-инкубатору, направленное властям г. Иркутска и Иркутской
области, также приводится на нашем сайте. С 1996 года Гринпис России прилагал
усилия по поиску финансовых партнеров для альтернативного бизнеса в Байкальске.
С этой целью Гринпис России обращался в крупнейшие банки России и за рубежом с
предложением профинансировать развитие малых производств. Многие банки выразили
принципиальную готовность предоставить кредиты под конкретные предложения. К
сожалению, процесс стопорился по ряду объективных и субъективных причин, в числе
которых - отсутствие у байкальских бизнесменов опыта подготовки бизнес-планов,
технико-экономических обоснований, ряда других необходимых документов. Нужны
были дополнительные меры, чтобы сдвинуть дело с "мертвой точки". В июле 1999 г.
Гринпис России организовал в г. Байкальске Круглый стол по проблемам развития
малого бизнеса, в котором приняли участие представители областной, районной и
городской администраций, международных агентств и неправительственных
организаций, а также жители г. Байкальска. Вскоре после этого усилиями
инициативной группы жителей города Байкальска и НПО "Байкальская экологическая
волна был зарегистрирован Байкальский бизнес-инкубатор. Основными целями этой
структуры является обучение и предоставление производственных площадей и
оборудования для бизнесменов, имеющих желание развивать экологически приемлемый
бизнес в городе Байкальске. Хочется надеяться, что к моменту принятия
правительственного решения о прекращении производства целлюлозы на берегах
Байкала бизнес-инкубатор создаст достаточное количество рабочих мест в
экологически приемлемом производстве. В августе 1999 г. состоялась поездка в США
наиболее перспективных бизнесменов для проведения переговоров, изучения
необходимого опыта и поиска спонсоров.
| |
|