Закон РФ "Об охране озера Байкал"

08.1997 (Краткая справка)

Основные положения закона.

В августе 1997 года в сложной судьбе проекта Федерального закона "Об охране озера Байкал" наступил период затишья. 21 июля президент Б.Н. Ельцин отклонил принятый Госдумой и одобренный Советом Федерации закон. До сентября депутаты находятся на каникулах и сделать что-либо для его принятия нельзя. По нашему мнению, закон нужен озеру, да и всему водосборному бассейну, как воздух.
Смысл закона состоит в том, чтобы четко определить "Где?" и "Как?" в Байкальском регионе человеку можно хозяйствовать. Вокруг озера Байкал в законе начерчиваются три зоны: Центральная, Буферная и зона Атмосферного влияния. Для каждой из них устанавливается свой порядок природопользования. Например, Центральная зона непосредственно прилегает к озеру Байкал и простирается до первых горных хребтов. Четким списком перечисляются в статье закона виды промышленности, запрещенные для этой зоны: атомная, металлургическая, химическая, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная и некоторые другие. Запрещены эксплуатация и строительство новых предприятий этих отраслей. Что немаловажно, пресловутый "грязевой вулкан" озера Байкал - Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат должен быть закрыт сразу после вступления Закона в силу. На то, чтобы этот пункт присутствовал во всех вариантах закона, нам пришлось потратить немало сил.
В двух других экологических зонах режим природопользования устанавливается более мягкий. Однако нерадивым хозяевам не удастся безнаказанно сбросить в притоки Байкала грязные стоки или выбросить в воздух вредные вещества, опасные для экосистем озера. Проект любой хозяйственной деятельности в Байкальском регионе должен будет пройти очень жесткую экологическую экспертизу и получить лицензию правительственной комиссии по Байкалу. Закон, что важно, четко определяет статус этого государственного органа, наделяет его серьезными полномочиями. Всем бассейном озера будет управлять единый орган, а не четыре различных субъекта федерации.

Возникшие трудности в принятии закона.

Уже из вышесказанного ясно, что у закона были, есть и будут враги. Это чувствовалось все 6 лет, а именно столько готовился закон. На какие только ухищрения не шли хозяйственники. То проект необоснованно перетягивался из Комитета по экологии Госдумы в Комитет по природопользованию. Мы помогли вернуть его обратно. Перед парламентскими слушаниями в 96 году у председателя вместо последнего варианта закона вдруг оказывается вариант 1991 года. В самый последний момент, за несколько часов до парламентских слушаний у депутатов-промышленников неожиданно появляется масса замечаний, которые тормозят рассмотрение закона. Таким образом, между первыми и вторыми слушаниями закона, прошло 2 года. По слухам, как только состоялись первые слушания закона, директор АО "БЦБК", набил долларами чемодан и улетел в Москву. Вернулся он с пустым чемоданом.
Слава богу, есть еще в Госдуме совестливые люди. Академик Галазий Григорий Иванович, бывший директор Лимнологического института, Байкальского музея, ныне заместитель председателя Комитета по экологии Госдумы. Именно он взял проект в свои руки и уверенно довел его до принятия. А мы чем могли ему помогли. Небывалое единодушие проявили депутаты и члены Совета Федерации -практически единогласно проголосовали за закон. Однако решающее слово - за президентом Б.Н. Ельциным. То заключение, которое ему подготовил аппарат помощников, однозначно требовал доработки закона. Уже в первом абзаце говорится, что без заключения правительства, рассмотрение Госдумой такого закона было антиконституционно. Так вот, мы прямо утверждаем, что аппарат помощников просто обманул президента. Такое заключение есть, и всего их было 4 за историю подготовки проекта закона. От главы президентской администрации мы потребовали наказать "нерадивого" ( или "купленного"? ) помощника. Кроме того, президент ссылается на необходимость увеличения расходной части бюджета для реализации закона. Но это вопрос особый и мы вернемся к нему чуть ниже.

Будущее закона.

Наиболее вероятным будущим, а мы все сделаем, чтобы у закона оно было, является создание согласительной комиссии между представителями президента и Комитета Госдумы по экологии для урегулирования спорных моментов. После этого Госдуме предстоит еще раз проголосовать за закон, а президенту - подписать его. Другой путь - преодоление президентского вето мы считаем неразумным. Как это ни абсурдно, однако по опыту, законы, принятые с преодолением вето президента, не финансируются правительством. Мертвый закон не нужен никому, кроме хозяйственников.

Финансирование проектов.

Вернемся к вопросу финансирования. По сути, не так много денег и нужно. Если каждый россиянин, а нас ведь почти 150 миллионов человек, дал по 1(!) тысяче рублей - закон "Об охране озера Байкал" уже реально бы работал. Для примера, очистные сооружения в пос. Слюдянка, это самый юго-западный угол Байкала, где грязные коммунальные стоки вместе с пестицидами и кишечной палочкой без всякой очистки попадают в озеро, стоят всего 25 миллиардов рублей. У правительства этих денег нет.
Другой пример. Много крику среди бюрократов, коррумпированных чиновников стоит о том, что, закрыв грязный целлюлозный комбинат в Байкальске, мы лишим людей работы. А вот выделить 10 млр рублей на строительство горнолыжного комплекса в Байкальске, где есть все условия для развития туризма, реальной альтернативы грязному производству, - что-то никто не торопится. А это новые рабочие места и доходы от туризма. Хотя то, что туристическая индустрия - единственное будущее для Южного Прибайкалья - ясно всем.

Развитие экологически приемлемого
малого бизнеса в г. Байкальске

Проблемам развития г. Байкальска было посвящено заседание международного Круглого стола, проходившего в офисе Гринпис России в феврале 1998 г. с участием губернатора Иркутской области. Одним из результатов данного совещания стало предложение организовать Консультативный центр для оказания помощи развитию малого бизнеса в городе Байкальске (или бизнес-инкубатор) , который мог бы стать альтернативой производству целлюлозы. Письмо, в котором Гринпис выражает свою поддержку бизнес-инкубатору, направленное властям г. Иркутска и Иркутской области, также приводится на нашем сайте. С 1996 года Гринпис России прилагал усилия по поиску финансовых партнеров для альтернативного бизнеса в Байкальске. С этой целью Гринпис России обращался в крупнейшие банки России и за рубежом с предложением профинансировать развитие малых производств. Многие банки выразили принципиальную готовность предоставить кредиты под конкретные предложения. К сожалению, процесс стопорился по ряду объективных и субъективных причин, в числе которых - отсутствие у байкальских бизнесменов опыта подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований, ряда других необходимых документов. Нужны были дополнительные меры, чтобы сдвинуть дело с "мертвой точки". В июле 1999 г. Гринпис России организовал в г. Байкальске Круглый стол по проблемам развития малого бизнеса, в котором приняли участие представители областной, районной и городской администраций, международных агентств и неправительственных организаций, а также жители г. Байкальска. Вскоре после этого усилиями инициативной группы жителей города Байкальска и НПО "Байкальская экологическая волна был зарегистрирован Байкальский бизнес-инкубатор. Основными целями этой структуры является обучение и предоставление производственных площадей и оборудования для бизнесменов, имеющих желание развивать экологически приемлемый бизнес в городе Байкальске. Хочется надеяться, что к моменту принятия правительственного решения о прекращении производства целлюлозы на берегах Байкала бизнес-инкубатор создаст достаточное количество рабочих мест в экологически приемлемом производстве. В августе 1999 г. состоялась поездка в США наиболее перспективных бизнесменов для проведения переговоров, изучения необходимого опыта и поиска спонсоров.

 

Hosted by uCoz